Обзор СЭД для среднего и малого бизнеса

Обзор систем

Средний, малый и даже микробизнес в России всё чаще задумывается об автоматизации процессов и документооборота. Цифровые решения помогают экономить время сотрудников, повышать эффективность бизнеса и быстро масштабироваться. В первую очередь компании приобретают бухгалтерские и складские программы, а также системы электронного документооборота.

Выбрать подходящую СЭД — непросто. На рынке много продуктов, которые закрывают одни и те же потребности. Отличия на первый взгляд не видны, а цены, напротив, разнятся.

Как выбрать систему и получить максимальный эффект — подскажет этот обзор. В него вошли лидеры российского рынка СЭД среди небольших компаний: Directum Lite, DocsVision, ELMA365, 1С: Документооборот, Дело, Битрикс24.

Формально Битрикс24 не СЭД и имеет ограниченные возможности для работы с документами, но система включает в себя сразу множество сервисов, поэтому пользуется популярностью в сегменте СМБ.

Также в обзор вошли бесплатные онлайн-сервисы от Яндекс, Google, Mail.ru, мессенджеры, инструменты для планирования и ведения проектов, которые часто используют небольшие организации и ИП вместо единой системы.

Сравнение систем электронного документооборота (СЭД) для малого и среднего бизнеса

Критерий

Directum Lite

DocsVision

Дело

1С: Документооборот

ELMA365

Битрикс24

Бесплатные инструменты↗

Описание Система электронного документооборота для среднего и малого бизнеса. Помогает организовать электронный документооборот и избавляет от хаоса в рабочих задачах, договорах и счетах на оплату, делопроизводстве, совещаниях, проектах. СЭД/ECM-платформа для
автоматизации документооборота, создания
корпоративных электронных архивов
и управления бизнес-процессами.
Система электронного документооборота для автоматизации работы с документами и цифровизации широкого круга бизнес-процессов. Современная ECM-система с широким набором возможностей для управления деловыми процессами и совместной работой сотрудников. BPM-система для автоматизации и роботизации бизнес-процессов. Позволяет перевести все операции с документами в безбумажный формат, организовать электронную канцелярию и обеспечить надежное хранение данных. Онлайн-сервис, в котором собраны инструменты для работы компании и управления бизнесом. Бесплатные общедоступные инструменты — облачные хранилища файлов, документов и таблиц, календари, электронная почта, мессенджеры, бесплатные scrum-сервисы.
Варианты поставки
Облако
Локальный сервер
Возможности
Управление документами:
возможности согласования, наличие карточки документа с реквизитами, возможности фильтрации, просмотра версий, разные способы создания документа, история изменений


ограничения: нет возможности одновременно редактировать документ несколькими пользователями, создавать документ с помощью drag-and-drop, фильтровать по столбцам, нельзя скрывать версии документов, множество опций платные, например сканирование

ограничения: нет карточки документа, невозможно посмотреть историю измнений, нет возможности создавать новые версии документа

только базовые функции: создание, хранение, совместный доступ, примечания
Делопроизводство
Договоры и счета
поддерживается создание по шаблонам, но нет возможности автоматизировать полноценный процесс без модификации
Постановка задач
ограничение: нет оповещения о новых задачах по email

ограничение: нельзя свернуть или отфильтровать задачи
Управление проектами:
создание и управление проектными документами, организация папки документов по проекту, управление ролями участников проекта, планирование проектов, отслеживание задач по проекту и контроль сроков течения проекта по плану и по факту

для небольших проектов
Управление совещаниями:
формирование повестки, протокола, поручений

только календарь
Генерирующий искусственный интеллект
Создание письма или документа
Аннотация на документ
Проверка документа по заданному критерию
список критериев можно настраивать с помощью no-code в зависимости от задачи или ситуации

ограничение: список критериев не меняется

ограничение: требуется индивидуальная доработка под конкретные условия
Корпоративная база знаний
Канбан-доски
Поддержка КЭП, бесплатная ПЭП
только ПЭП
Возможности интеграции


готовый коннектор

через шлюз
Диадок
ограничение: требуется дорогостоящая адаптация


есть свой сервис, который позволяет обмениваться документами через роуминг

ограничение: требуется дорогостоящая разработка
Офисные приложения

отдельное решение от партнера
Удобство доступа
Мобильное приложение
Веб-клиент
Внедрение/обучение
Возможность посчитать стоимость на сайте
калькулятор ПО и услуг

прайс-лист на тарифы ПО

прайс-лист на ПО и услуги внедрения

прайс-лист на ПО

калькулятор ПО

прайс-лист на тарифы ПО
Не требуется
Low-no-code инструменты для быстрой настройки
Готовый набор услуг по внедрению и настройке
возможные готовые услуги представлены в прайс-листе

ограничение: готовых пакетов услуг нет, оплата дополнительно, по часовой ставке
Не требуется
Cопровождение специалистами вендора
только для крупных клиентов
Справка
Курсы для обучения
готовых курсов нет, обучение проводят в рамках проекта внедрения

обучение только в виде сопровождения по документации по продукту


обучением занимаются партнеры по часовой ставке


обучением занимаются партнеры по часовой ставке
Возможность протестировать демоверсию


только при общении с менеджером
Не требуется
Есть сценарии для теста демонстрационной версии Не требуется
Сроки внедрения 5 – 25 рабочих дней 2 – 3 месяца нет информации 1 – 3 месяца
зависит от опыта франчайзи
2 – 3 месяца 20 рабочих дней
описание и настройка процессов с использованием множества сервисов, а также обучение сотрудников отнимает время
Есть сообщество для обмена опытом
доступ бесплатный для всех

для клиентов бесплатно

доступ платный

Обзор подготовлен на основе данных, взятых из открытых источников в марте 2025 года.